- Музыка
Музыкальные инструменты, изобретение которых приписывается Иувалу (Быт. 4:21), упоминаются с древнейших времен вместе с танцами и пением; ими пользовались в торжественных случаях (Быт. 31:27; Исх. 15:20; 32:6,18; 3 Цар. 1:40 и дал.; 1 Цар. 18:6); при разгульных пиршествах (Ис. 5:12; 24:8; Ам. 6:5) и в царских дворцах (2 Цар. 19:35; Еккл. 2:8). С другой стороны музыка и пение выражали и горе при печальных событиях (Иер. 9:17; 2 Пар. 35:25; Мат. 9:23). Возбуждающее и успокаивающее влияние музыки было известно придворным тоскующего Саула (1 Цар. 16:16, 23). Во время игры на гуслях Илия принял дух пророчества (4 Цар. 3:15). В школах для пророков, видимо, упражнялись в музыке (1 Цар. 10:5). В установленном законом богослужении музыка также занимает выдающееся место. Уже при Чермном море женщины восхваляли Господа с тимпанами, ликованием и пением (Исх. 15:20 и дал.). Моисей дал определенные предписания, чтобы священники при приношении всесожжении и мирных жертв трубили в серебряные трубы (Чис. 10:2 и дал.). Царь Давид, который обладал поэтическим и музыкальным талантом, установил, чтобы пение и музыка в святилище исполнялись левитами (1 Пар. 16:4 и дал.; 25), при освящении храма Соломонова музыкальная часть богослужения была более величественна, чем когда-либо (2 Пар. 5:12 и дал.). По 1 Пар. 23:5 Давид, поставил не менее 4000 левитов для того, чтобы они воспевали Господа на музыкальных орудиях. После прекращения теократического образа правления и гибели Соломонова храма музыкальное искусство пришло в упадок, так что при богослужении после Вавилонского плена от него осталось только слабое подобие прошлого (Езд. 3:10 и дал.; Неем. 12:27 и дал.). Для 70 толкователей Ветхого Завета музыкальные выражения надписей над псалмами были уже непонятными. Во время восстановления «дева Израилева» будет «украшаться тимпанами... и выходить в хороводе веселящихся» (Иер. 31:4)
Мы не много знаем о музыкальных инструментах евреев; некоторые из них, вероятно, принесены праотцами из Халдеи (Быт. 4:21; 31:27); с другими же израильтяне, наверное, познакомились в Египте. Из изображений на ассирийских и египетских памятниках мы можем получить некоторое представление о формах музыкальных инструментов того времени
Упоминаемые в Библии музыкальные инструменты можно разделить на три рода, а именно: духовые, струнные и ударные инструменты
1. Духовые инструменты. Второй из упоминаемых в Библии музыкальных инструментов называется по-еврейски «угав» (Быт. 4:21), что в русской Библии переведено словом «свирель» (Иов. 21:12; 30:31; Пс. 150:4). Мнения о значении слова «угав» различны. Одни предполагают, что оно означает волынку, которая теперь еще нередка в Египте и Аравии и которая в Италии называется «самбонья», это название весьма напоминает название одного из музыкальных инструментов в Даниила (3:5), халдейского «симфония». Другие предполагают, что «югаб» представляет пастушескую свирель. Этот инструмент состоит из нескольких трубочек различной длины и высоты тона, соединенных друг с другом в один ряд; он очень распространен среди пастухов на востоке. Третьи же предполагают, что это инструмент по-халдейски назван «маш-рокита» (Дан. 3:5), а по-русски — труба. Другой духовой инструмент, называемый «халил» (1 Цар. 10:5), по-русски — свирель (3Цар. 1:40; Ис. 5:12; 30:29; Иер. 48:36), представлял, вероятно, флейту из тростника, дерева или рога. На ней играли и в горе и в радости (Мат. 9:23; 11:17). также при религиозных торжествах (Срав. 1 Цар. 10:5; Ис. 5:12). Слово «нехилот» в Пс. 5:1, вероятно, также обозначает флейту (по-русски духовой инструмент). Египетские памятники показывают нам одинарные и двойные флейты и свирели
Инструмент, который называется «хацоцра» — труба, употреблялся исключительно для священных целей. Моисею было приказано от Бога сделать священникам две серебряные трубы и употреблять их для собирания народа, для сигналов на войне, при провозглашении праздников и при приношении жертвы всесожжения и мирных жертв (Чис. 10:2 и дал.; Срав. «хацоцра» 1 Пар. 13:8; 2 Пар. 20:28; Пс. 97:6). Во 2 Пар. 5:12 говорится о 120 священниках, которые трубили такими трубами в храме Соломоновом
Почти для тех же целей употреблялся инструмент, называемый «шо-фаром» (евр.); по-русски трубный звук весьма сильный (Исх. 19:16). Иоав затрубил трубою для того, чтобы собрать войско (2 Цар. 2:28). Праздник нового года проходил при трубных звуках (Пс. 80:4). Срав. далее Иов. 39:24 и дал.; Лев. 25:9; Ис. 18:3; 27:13; 58:1; Мер. 4:5,19; Мер. 6:1, 17)
Разница между «хацоцра» и «шо-фаром» — неизвестна. Предполагают, что разница между ними состоит в том, что первый представляет прямую, длинную трубу, какая изображена на триумфальной арке Tита, последний же формой напоминает рог. Рог упоминается как особое музыкальное орудие в Дан. 3:5 (русск. перев. — труба). В И. Нав. 6:5 юбилейная труба (евр. керен) — тот же инструмент, который в 4 стихе называется «шо-фар». Если сравнить эти стихи с Чис. 10:10, то выходит, что «хацоцра», «шо-фар» и «керен» могут служить названиями одного и того же инструмента. В Пс. же 97:6 два первые различаются: труба и рог
2. Струнные инструменты. Из них нам следует отметить особенно два, а именно: «киннор» и «небель». Киннор no-русс, «гусли» — первый музыкальный инструмент, упоминаемый в Библии (Быт. 4:21). Лаван умел играть наних (31:27). Они употреблялись в торжественных случаях, как, напр., при возвращении ковчега (1 Пар. 16: 5), при богослужении в доме Господнем (1 Пар. 25:3); при триумфальных шествиях (2 Пар. 20:28) и т.д. Странствующие певцы, как видно, пользовались «киннором» (в русск. переводе — цитрою) (Ис. 23:16). Игрою на «кинноре», по-русск. «гуслях» — Давид служил Саулу (1 Цар. 16:22 и 23). Племные евреи в Вавилоне повесили свои «кинноры» (русск. «арфы) на вербах при реках (Пс. 136:2). О размерах и виде «киннора» трудно сказать что-либо определенное. Думают, что он более походил на гитару или лиру, чем на настоящую арфу, так как иногда играли на «кинноре на ходу (2Цар 6:5; Срав. 1 Цар. 10:5). По 1 Цар. 16:23; 18:10; 19:9 Давид играл на «кинноре» рукою, без всякого приспособления и без косточки. Иосиф Флавий все-таки говорит, что в его время играли на «кинноре» косточкой. Возможно, что название «киннор» обозначает различные виды этого инструмента, от арфы до лиры. Египетские памятники показывают нам арфы очень разнообразных видов. Самая обыкновенная форма арфы представляет дугу, соединен
Словарь библейских имен. 2014.